Историю своей страны знать необходимо - об этом говорят много и всегда с чувством, забывая порой, что история это не просто цифры и даты, имена и события. История — это прежде всего культура и традиции просто народа. Именно народная культура, а также поликультурные связи будут темой нашего обсуждения. Народ, нация, этнос — понятия близкие, трудно различимые для большинства и потому взаимозаменяемые. Народная, национальная, этническая — все эти определения подходят к слову культура, и тогда оно вызывает в нашей голове целый ряд ассоциаций: традиции, обряды, медицина, кухня и так далее. И у каждого народа, нации, этноса они свои. Ведь наш мир широк и разнообразен. Это многообразие привносит в нашу жизнь изюминку, делает ее более интересной и яркой. Исторически так сложилось, что на территории России живут самые разные народности, каждая из которых имеет свою особенную культуру. И порой, бок о бок живя с представителями этих культур, мы совершенно ничего о них не знаем. Впрочем, что греха таить, нам бывает сложно объяснить те или иные явления исконно славянских традиций. Сложно, потому что не знаем и не хотим знать, а в школе это преподают настолько поверхностно, что, кроме блинов на Масленицу, хороводов и частушек, мы вряд ли что-то вспомним. К тому же в систему школьного образования вообще не вписывается поликультурный и национальный аспекты воспитания. Почему-то чиновники от образования не считают этот момент важным, хотя даже пара факультативных часов в неделю могут дать неплохие результаты. Изучение родной культуры важно для сохранения самобытности, для понимания места этноса в мире, для исторической интеграции личности, для общего развития наконец. Однако не менее важно приобщаться и к традициям других народов, особенно тех, что веками живут в непосредственной близости с нами. Поэтому сегодня принято говорить скорее о межкультурных диалогах и связях. Это позволит в наше непростое время быть более терпимыми друг к другу, и, наверное, поликультурно развитый человек — это будущее нашей планеты. Делимся традициями
Если вы только открываете для себя мир народной культуры и творчества, отличной возможностью влиться в них для вас могут стать фестивали, благо в нашей стране и за рубежом их каждый год проходит великое множество. О некоторых из них мы вам сегодня расскажем. Этнофестивали бывают самыми разными: от представляющих культуру отдельной народности в определенном регионе страны или географической области («Дунайское содружество», «Славянский базар», «Казачье подворье», «Традиции гор» и другие) до поликультурных, подчеркивающих этническое многообразие («Европейская фиеста», «Многоликая Россия» и другие); от посвященных всем видам народного быта и творчества до ограниченных одним видом искусства (этно-музыке, прикладному творчеству, народному театру, костюму, историческим боевым искусствам и так далее). Все они, без сомнения, будут вам интересны, но мы обратим внимание на события, представляющие многоцветие разных культурных традиций. Фестиваль, достойный внимания в первую очередь, - Международные Дельфийские игры. Основная цель игр — наладить художественный диалог между странами, благодаря общению и взаимному уважению участников. Одним из масштабных событий в культурной жизни Европы можно назвать Фестиваль славян и викингов в Волине (Польша). Невероятно зрелищное мероприятие включает в себя инсценировки сражений на суше и воде, реконструкцию быта и народных ремесел и промыслов. Бажовский фестиваль — один из крупнейших российских праздников народного творчества — назван в честь известного уральского фольклориста и писателя П.П. Бажова. На две недели Челябинская область объединяет любителей фольклора не только из Приуралья, но и со всей страны и из-за рубежа. В начале сентября отметил десятилетие фестиваль «Содружество. Золотое кольцо». В этом году он прошел во Владимирской области. Это культурное событие призвано возродить добрые традиций дружбы народов, укрепить творческие контакты народов стран СНГ и Балтии. Конечно, это далеко не все мероприятия, связанные с народной культурой - каждый год по всему миру проходят десятки фестивалей. И если вы посетите хотя бы один из них, поверьте, впечатлений вам хватит надолго.
Знать свои корни
Мы спросили у читателей, каково их отношение к народной культуре и стоит ли изучать ее в школе.
Любовь, 17: - Никак не отношусь. Нет, не стоит. Нашей молодежи это не интересно.
Юлия, 13: - Конечно, стоит, а иначе как?!
Надежда, 17: - Конечно, стоит, каждый человек должен знать свою культуру и не только свою, но и других народов и национальностей)
Алена, 14: - Нормально, но думаю, не стоит, потому что у нас и так уроков много.
Елена, 18: - Хорошо отношусь, считаю это важной частью развития людей. Каждый гражданин должен в какой-то степени быть осведомлен о народной культуре своей страны. И в школе, думаю, нужно изучать этот предмет, пусть немного, но нужно.
Денис, 22: - Отношусь плохо. Не стоит изучать.
Валерий, 27: - Да, причём всех основных народов нашей страны. Татьяна, 20: - Да. Народная культура - это наша ценность и сила, тем более что мы русские!
Игорь, 27: - Нормально. Частушки надо изучать)))
Александр, 28: - Крайне положительно. Знать культурные традиции своего народа, равно как историю своей страны, должен каждый уважающий себя человек. Изучать народную культуру и этнографию в школе стоит обязательно, в отличие от религии. Причем это должен быть обязательный предмет, а не факультатив. Илья, 25: - Только её и стоит. Я противник социальной мобильности. Люди отрываются от корней, перестают чувствовать связь с родиной, связь со своей землей, без этого патриотизм не возможен. А Культура временщиков, стремление вырваться "в столицу", "за границу" плодит предателей.
Татьяна, 20: - Прекрасно отношусь к народной культуре, жаль, многие стали о ней забывать, что превращает нашу страну (страну с великой культурой и обычаями) в настоящую помойку. Думаю, что изучать народную культуру и этнографию стоит не только в школе, но и в институте, ведь кто не знает своего прошлого, обречен не иметь будущего!
Олег, 23: - Я считаю, нечего детям херней голову забивать. Россия гниет. Вот, что нужно понять. Я с каждым днем всё больше понимаю, что, может, не хочу здесь жить.
Марина, 20: - Конечно! Чтобы ребята знали, откуда произошли, чтоб не было потом различных недоразумений. Надо ведь знать свои корни, обычаи своего народа и обычаи других народов. Это интересно и полезно. Ольга, 24: - К народной культуре отношусь с уважением. Часть ее конечно же изучается в школе путем компиляции из разных предметов, но в итоге в голове ученика отложатся только малые части (хорошо если связанные). Народную культуру изучать безусловно необходимо и в школе, и на дальнейших ступенях обучения, вопрос только о количестве часов, потому что школьная программа и так очень насыщенная, на мой взгляд.
Роман ГОЛЕВ, Инга БЕССОНОВА фото Алексея Андросова с Первого Международного фольклорно-этнографического фестиваля «Зов Ополчения»